«Сейлор Мун» - аниме, на котором воспитано целое поколение отаку в России. С него начинали многие, поэтому SM узнаваем, популярен и любим. В основе произведения лежит манга Наоко Такэути, вследствие популярности которой и появился сериал. Надо отметить, что в Японии любима именно манга, чей сюжет значительно отличается от аниме. В России «Сейлор Мун» оказался востребован, так как это было первое аниме, доступное большому количеству зрителей. Естественно, в такой ситуации данный сериал стал очень популярным. Не хочется быть злой, но ведь есть очень правильная поговорка - «на безрыбье и рак рыба»...
SM - аниме для девочек и про девочек. Можно сказать, что все, начиная сюжетом и заканчивая главными героями, отлично вписывается в жанр сёдзё с элементами сэнтая. Кто не мечтала однажды проснуться и увидеть себя любимой многими и защитницей мира? Усаги Цукино, главной героине «Сейлор Мун», повезло, именно она оказалась такой девочкой. Вот про ее-то нелегкую судьбу и вещают нам в течение двухсот с небольшим серий.
Сюжет прост - борьба добра со злом. Зло - нелепо, хотя и старается. Добро... Вот нелепость зла и вытекает из невозможности победить такое (!) добро. Наоко Такэути не первую мангу творила, когда создавала «Сейлор Мун» - опыт у нее уже был, поэтому многие вещи хорошо продуманы. Например, позиционируется простая девочка, сладкоежка, неумеха, плакса и лентяйка. Таких очень много. В отличие от Миаки, Усаги не воспринимается всеми как обязательный источник к почитанию. Окружение достаточно критично к ней относится, хотя если и влюбляются в этом сериале, так в основном в ту же Усаги.
Еще один плюс: различное сочетание жанров не создает особой проблемы - серий-то больше двухсот. Можно и развернуться! Главный жанр все равно легко определяется, так почему бы и не поэкспериментировать? А все остальные жанры подаются в сериале таким образом, что претендуют только на девушек: ни намека на мужское восприятие.
Вообще, с одной стороны - однобокость, с другой - такая отличная ориентация на определенный сегмент аудитории. При этом авторы, видимо, считают, что у девочек плохо с логикой, аналитикой, психологией, и вообще, не женское это дело - думать. Как иначе объяснить постоянные недочеты в сюжетных линиях? Взять только прошлое и будущее. Известно, что правдоподобно смоделировать связь времен мало кому в литературе или кино удается, но чтобы так ужасно изобразить эту связь? Это ведь постараться надо.
Если прибавить к этому сумасшедших врагов, странных участников событий, адекватно чувствующих себя при контакте с демонами, и попытки переписать историю вселенной в нескольких версиях, которые друг с другом не сочетаются, за один сериал, становится понятным, что главное - это герои, их переживания и эмоции. Зачем думать - надо переживать и сочувствовать. Очень огорчает тот факт, что с увеличением порядкового номера сезона смысл все больше теряется в неуместных шутках и нелогичных событиях...
Все начинается очень даже хорошо – представлена команда девушек, которые борются за мир в целом и за свои семьи, возлюбленных и друзей в частности. Очень хорошо продумана именно эта часть противостояния – отдельные серии посвящены знакомым, которых спасают, отдельные – просто борьбе, поэтому глобальность прослеживается, но не довлеет над сюжетом.
Я уже писала, что «Сейлор Мун» - аниме для девочек. Так вот главные персонажи - тоже девочки. Респект авторам - они наделили героинь почти всеми видами широко распространенных характеров. Это и отличница, и неудачница, и ветреная красавица... Есть девушка, живущая без родителей, есть – которой не везет в любви. Авторы идеально подобрали героинь – многие зрительницы могут ассоциировать их с собой. Все персонажи объединены общей целью, и, надо сказать, у них ни разу не возникла идея отказаться - они сожалели, но не больше. Все-таки простое мужество авторы изобразить сумели. С остальным хуже. Усаги настолько глупа, что пока кто-нибудь не крикнет ей, что пришло время действовать, она не будет. Чаще всего этим кем-то оказывается ее возлюбленный. Бедный парень! У него явно какая-то мания, иначе что это он забирается каждый раз на крышу, ветку дерева, фонарный столб или еще куда? Какая тут серьезность в восприятии боя, если ждешь, пока главная героиня начнет сражаться, а она ждет, пока бойфренд на дерево залезет? А ведь именно эта серьезность - сюжетообразующий фактор.
Интересен тот момент, что в качестве аниме для девушек «Сейлор Мун» страдает отсутствием харизматичных мужских персонажей, таких, которые бы демонстрировались в течение всего сериала, пусть на заднем плане, но тем не менее. Стоит только ввести такого персонажа, как он умирал, или его теряли из виду. Очень много подобных сюжетных линий были закончены ничем.
Но это еще не все. С появлением новых героев старые постепенно глупеют. К пятому сезону нормальными остались только вновь появившиеся и одна девочка - воин-разрушения, которую мало показывают. Вообще, решение некоторых проблем просто удивляет. Например, одна из девочек несёт в себе силу, которая невольно может способствовать возрождению зла, но при этом остаётся единственной, кто примиряет зрителей с существованием другой героини – надоедливого ребенка… Так вот, эта девочка не умерла, как требовал бы сюжет, а стала грудным ребенком. Обидно за персонажа.
А еще есть любовь между девочкой и конем. Конечно, конь волшебный и девочка не простая. Но… представьте, как человек, будучи конем, разглядел будущую девушку в девочке?
Враги также неизлечимо глупы и очень самоуверенны. Отличительная черта - громкий смех сумасшедшего, видимо, в расчете, что все от него разбегутся или умрут. И симпатичная внешность не дает проникнуться сочувствием к мужчинам. Нет ни печали или обреченности, ни внутренних противоречий. И все наказания кажутся полностью оправданными. Конечно, зло должно быть наказано, но такое зло – это ошибка природы и все. Его не должно быть по определению. И на примере «Сейлор Мун» трудно познать в сравнении, что именно добро, ибо не с чем сравнивать.
Но при всем этом авторы не страдают черно-белым изображением персонажей. И положительные герои подвержены злу, и злодеи мечтают стать людьми. Любовь и дружба изображены очень хорошо. Особенно трогателен любовный треугольник в последнем сезоне: Усаги, ее молодой человек и еще один ее поклонник. Так что либо воспринимать опасность для мира и вообще борьбу как обрамление (не очень удачное) эмоций и чувств, либо просто не уделять этой стороне сюжета внимания, что, однако, очень затруднительно.
Нарисовано все достаточно неплохо. Надо сказать, что к пятому сезону стиль рисовки значительно изменился не в лучшую сторону. Есть недоделанные лица и фигуры. Есть неловкие движения персонажей. Есть ужасные сцены сражений. НО, как ни странно, в целом все смотрится не так плохо, как при анализе по отдельности.
Когда персонажи нарисованы тщательно - они красивые и очень индивидуальны. Это и разнообразные сочетания цвета глаз и волос, и стиль одежды для каждой героини, и неплохие аксессуары.
Нельзя не отметить неплохую фоновую рисовку, неплохую, ибо хорошей ее тоже не назовешь. Еще очень бросается в глаза именно гардероб главных героинь - где японцы видели девушек, которые так одеваются? Если такие реально существуют, то мне их искренне жаль. Усложненные боевые костюмы героинь смотрятся в последнем сезоне так, что кажется, они мешают девушкам двигаться. А оружие Усаги - это отдельная история. Это надо видеть. Чтобы оценить, его называют жезлом, но в русском языке, великом и могучем, есть слово, точно его характеризующее - «булава». А еще очень надоедают к концу сериала превращения воинов, они все усложняются и в конце занимают почти половину от времени серии.
Демоны - смешны, но неизвестно - по задумке авторов или потому, что нелепы. Злодеи... Все они либо нетрадиционной ориентации, либо обладают извращенным вкусом. Лучше все получились две говорящие кошки…
Редкое аниме может похвастаться таким количеством музыкальных композиций, как «Сейлор Мун». Но много - не значит хорошо. В самом сериале музыка создает обстановку - ибо, несмотря на то, что эмоции главных героев должны восприниматься нами легко и пониматься, это не всегда происходит. Такое количество глаз-точек, иероглифов, пара изо рта мало где встретишь, понять, что именно выражают герои в данный момент - не всегда возможно. Вот музыка и не дает запутаться, за что ей спасибо - больше не за что! С другой стороны, музыка к «Сейлор Мун» – очень качественный и в чем-то даже оригинальный j-pop. Любители порадуются.
В целом и общем сложно что-то сказать однозначно. Трудно посоветовать смотреть целиком. Избранные серии - очень даже. Если бы убрать четвертый сезон и некоторые серии из всех остальных, получилось бы забавно и неплохо. Но, исходя из того, что имеем - только для девочек школьного возраста, чтобы мечталось им лучше...
(при копировании текста активная ссылка на www.world-art.ru обязательна)