Преимущества: важный производитель электроники и автомобилей. Финансирование долгосрочных исследований и разработок. Способность творчески развивать идеи из Европы и США. Предприятия, действующие по всему миру, в т.ч. заводы в ЕС и США. Внутренний рынок надежно защищен от иностранных конкурентов. Слабая Йена стимулирует экспорт.
Слабые стороны: возобновившаяся рецессия. Сильная зависимость от импорта нефти. Финансовая система нуждается в реформировании, отягчена дебиторскими задолженностями и непрозрачна. Снижение промышленного производства, многочисленные банкротства, безработица высока как никогда (в 2004 г. 5%). Торговый профицит ведет к международной напряженности.
Развиты высокие технологии (электроника, робототехника). Также развито автомобилестроение. Сельское хозяйство субсидируется государством. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн».
Структура экспорта: компьютеры, электротехника, автомобили.
Структура импорта: химикаты, топливо, руды и прочее сырье, продукты питания.
Основные секторы народного хозяйства:
Сфера услуг 61 %
Промышленность 37 %
Сельское хозяйство 2 %
Трудовая занятость
Уровень безработицы 4,2 %.
Авиастроение
В 1962 году в стране был построен первый гражданский (коммерческий) самолёт.
В 2003 году принята национальная программа развития авиации в Японии стоимостью в 428 млн долларов и рассчитанная до 2008 года. В рамках этой программы правительство совместно с «Mitsubishi Heavy Industries» начали разработку первого национального реактивного пассажирского авиалайнера.
Энергетика
Атомная энергетика
В 2006 году на долю японских АЭС приходилось около 30 % от общей выработки электроэнергии. 60 % ядерного топлива страна получает из Австралии и Канады. Общий объём потребляемого в Японии урана составляет 8,7 тыс. тонн.
ВВП
В 2004 рост ВВП составил 1,9 %.
В 2005 ВВП возрос на 1,3 % и составил 4,96 трлн долларов (38,9 тыс. долл. на душу населения).
В первом полугодии 2006 наблюдается некоторое ускорение роста экономики.